Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда

Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда

Опубликовано 31.10.2018

Шевченко Яна Геннадьевна, учитель-логопед МБДОУ-д/с №5 ст.Старовеличковской.
Окончив колледж, моя судьба сложилась так, что я уехала жить в Ростов и там устроилась работать в детский сад, в котором работали по методу Марии Монтессори, меня очень заинтересовала эта работа, а главное результат, который я видела своими глазами.

У нас набралась группа, которая желала обучаться в Международном институте Монтессори педагогики, и нам очень повезло: к нам в Ростов прилетела Смирнова Надежда Николаевна, которая обучала нас на базе нашего детского сада.

Читая историю логопедии увидела шокирующие цифры, где на 100 детей был один логопед и его посещали 10-15 человек. Сейчас же картина совсем другая.

Ежегодно проводя диагностику, я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, не сформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

Учитывая все трудности в своей работе, я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М. Монтессори.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском саду, сенсомоторика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, который включает компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М. Монтессори я поставила:
-Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов.

Задачи, которые я решаю в своей работе:

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.
Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.
Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов.
Сформировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность, произвольность.
Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.
Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.
Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов: М. Монтессори, Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.
Свою работу я начала с детьми 5-6 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.
Организация занятия традиционная: начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы. Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.
Ходьба по линии: Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения.
На приветствии можно решить разные коррекционные задачи: увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен). На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно). Как правило дети не понимают и не любят тишину, но в методе М.Монтессори есть специальные упражнения, которые помогают понять все прелести тишины, и помогают ее полюбить. Также я включаю пальчиковую гимнастику, су-джок
На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.
Да, существуют определенные возрастные нормы, каким материалом и когда заниматься, но ребенок себя никогда не обманет, он возьмет только тот материал, который где-то не дополучил.
Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал и место где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом. Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними. Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования. Специфика логопедической работы заключается в том, что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода, где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы.
В результате использования элементов методики Монтессори я отметила, что у детей формируются такие качества:
1 уверенность в себе - а это главная задача, уверенный в себе ребенок будет всегда успешен в любых начинаниях.
2 позитивная самооценка
3 высокая познавательная мотивация
4 умение делать выбор исходя из реальных потребностей
5 способность концентрироваться на работе
6 трудолюбие и самостоятельность
7 умение общаться
Список использованной литературы:
• Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори» (из опыта работы, Москва, 1996 г.)
• Монтессори М. «Дети – другие», Москва 2005 г.
• Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори», Москва, 2010 г.
• Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ», Москва, 2007 г.
• Хилтунен Е. «Уроки на корточках», Москва, 2006 г.