Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры

Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры

Опубликовано 05.04.2019

Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях. Современные дети – это продукт нашего современного мира. Объекты жалоб, споров, гордости и исследования психологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все мы единодушны в одном: наши дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто другие.

Уже давно подтвердили тот факт, что сегодняшний ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и потому изменена закономерность его развития. Изменились не только дети, наряду с ними меняется модель воспитания в семье, а также меняются требования в детских садах.

В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу.

Требования ФГОС к физическому развитию детей: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

В детских садах в соответствии с ФГОС разработаны задачи решения проблем в физическом воспитании, такие как:
- приобретение опыта в двигательной активности детей, в том числе связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение нормативами закаливания и формирование полезных привычек;
- формирование общей культуры личности и здорового представления о физическом воспитании.

Дошкольный возраст ‒ это время активного формирования организма ребенка. Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям физической культурой и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей к ним, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности.

Поэтому в дошкольных заведениях появилась необходимость использовать нетрадиционные методы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

- на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В своей работе по физическому воспитанию дошкольников я использую следующие нетрадиционные формы проведения занятий:

Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

Сюжетно-игровые занятия – построенные на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: путешествие, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

Занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям;

Фитбол гимнастика – одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Фитбол (fitball, fit – оздоровление, ball – мяч) - щвейцарский чудо мяч, который  великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно-коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно-двигательный и связочно-мышечный аппарат. Фитбол гимнастики в детском саду как средства физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста позволяет решать целый комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем дошкольника.

Стретчинг ‒ комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматизм и болевые ощущения.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Это разнообразие нетрадиционных методов физического воспитания помогает мне развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физических упражнений, происходит знакомство детей с физическими, физиологическими процессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц, правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режима дня, о правильном питании).

2. Достаточный объем движений является основным условием нормального физического развития ребенка. Это очень важно понять не только педагогам, но и родителям. Однако, несмотря на опыт и знания, родители часто совершают ошибки. Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни, сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот - перекармливают, балуют детей, оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.

В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому воспитанию ребенка, а интеллектуальному. Это само по себе неплохо. Тем более - такие высокие требования к детям предъявляет сегодняшняя жизнь. Плохо то, что родители, озабоченные престижным будущим своих детей, совершенно забывают, что ребенок есть ребенок и ему нужны не только интеллектуальные, но и физические нагрузки. Ему необходимо бегать, прыгать, играть, переключаться с одного занятия на другое, развиваясь полноценно и всесторонне. Поэтому большое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников.
Осуществляется работа с родителями как групповая, так и индивидуальная:

1.    Анкетирование
2.    Групповые и индивидуальные консультации
3.    Совместные досуги
4.    Памятки, наглядная информация
5.    Родительские собрания с показом презентаций

Можно сделать вывод, что применение разнообразных форм нетрадиционных физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий. Так же нетрадиционные физкультурные занятия выполняют познавательную функцию, дети узнают о разных техниках и интересных видах спортивных занятий, что в последствии ведет к приобщению их к спорту и здоровью.

Приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающего из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен привитой в детстве потребности к движениям, ставшей такой же привычной, как умывание по утрам, и будем надеяться, что в зрелом возрасте у него не будет покалывать сердце, пошаливать печень и появляться боль в пояснице.

И в заключении хотелось бы сказать: Решать проблемы по физическому воспитанию дошкольников можно разными методами, но главным составляющим являемся мы с вами, уважаемые педагоги, воспитатели и наши дети, ради чьего здоровья мы трудимся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей
«Как Вы оцениваете физические качества своего ребёнка?»

(нужное подчеркнуть)

1.Часто ли болеет ваш ребенок?
____________________________________

 2. Причины болезни:

- Недостаточное физическое воспитание в детском саду;
- Недостаточное физическое воспитание в семье;
- Наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?
- да, нет, частично

4. На что, на ваш взгляд, семья и детский сад должны обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка (расставьте цифры по степени значимости):

- Соблюдение режима;
- Рациональное питание;
- Полноценный сон;
- Достаточное пребывание на свежем воздухе;
- Здоровая, гигиеническая среда;
- Благоприятная психологическая атмосфера;
- Наличие спортивных и детских площадок;
- Физкультурные занятия;
- Закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка:

- Облегченная форма одежды на прогулке;
- Облегченная одежда в группе;
- Обливание ног водой контрастной температуры;
- Хождение босиком;
- Систематическое проветривание группы;
- Прогулка в любую погоду;
- Полоскание горла водой комнатной температуры;
- Умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?
- да, нет, частично

7. Нужна ли Вам помощь детского сада?
- да, нет, частично

8. Интересуется ли Ваш ребенок играми с элементами спорта или двигательными играми?
- да, нет, частично

9. Как вы считаете, высока ли двигательная активность вашего ребенка?
- да, нет, средняя

10.Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).

- Игры с игрушками
- Конструирование
- Просмотр (чтение) книг
- Рисование
- Игры на воздухе
- Пение
- Музыка
- Подвижные игры
- Другие виды деятельности ___________________________________

11.Считаете ли вы, что ваш ребенок выделяется среди других детей уровнем развития физических качеств (отметьте каждое  качество).

- Быстрота – да, нет.
- Ловкость – да, нет.
- Гибкость – да, нет.
- Сила – да, нет.
- Выносливость – да, нет.

12. Какие трудности в физическом воспитании Вы испытываете?
__________________________________________________________________________________________
Спасибо!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какое место занимает физическая культура в Вашей семье?
1.Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? __________________________________________________________________________________________
2. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую? __________________________________________________________________  __________________________________________________________________
3.Какое спортивное оборудование или спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей)? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходныеподчеркните нужный вариант ответа)
- подвижные игры
- спортивные игры и упражнения
- настольные игры, конструирование, рисование;
- просмотр телепередач;
- музыкально-ритмическая деятельность;
- чтение книг.
5. В какие спортивные игры вы играли в детстве? __________________________________________________________________

Спасибо!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ
ФИЗКУЛЬТУРОЙ»
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.) .
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Консультация для родителей «ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО»
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.
1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.
2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.
3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.
4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.
5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!